Суд Архангельска удовлетворил требования ИГ и дал возможность на проведение референдума против мусора из других регионов - OSS LIFE
Годовой отчет УК2018
Ваша реклама

суббота, 25 мая 2019 г.

Суд Архангельска удовлетворил требования ИГ и дал возможность на проведение референдума против мусора из других регионов

Архангельский областной суд признал незаконным решение облсобрания депутатов, проголосовавших против проведения референдума о ввозе мусора из Москвы в Архангельск.

Таким образом, суд удовлетворил иск инициативной группы и обязал региональную избирательную комиссию ее зарегистрировать. Во время заседания представитель истца Александр Козенков указал, что у компании «Экотехнопарк» уже есть договор подряда. Это подтверждает намерения властей построить полигон у станции Шиес. Для того, чтобы местные жители смогли выразить свою позицию по строительству, инициативная группа хочет провести референдум перед тем, как региональные власти заключат договор с московскими.
Местные жители выступают против строительства мусорного полигона Шиес. Планируется, что его площадь составит 5 тысяч га и он сможет принимать круглосуточно от 55 до 90 вагонов с мусором, то есть, до пяти составов в день и 2 млн 300 тысяч тонн отходов в год.


Решение по гражданскому делу
25 апреля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Шинаковой М.В.,

с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 апреля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению общественного объединения граждан – инициативной группы по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного Калининой Е.С. об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 28 февраля 2019 года № 113/685-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 19 января 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 13 февраля 2019 года № 167 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области»,

у с т а н о в и л:

Общественное объединение граждан – инициативная группа по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного К обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 28 февраля 2019 года № 113/685-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 19 января 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 13 февраля 2019 года № 167 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области».

В обоснование исковых требований указано, что члены инициативной группы по проведению референдума Архангельской области обратились с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума по вопросу: «Вы за то, чтобы запретить ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки?».
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области в регистрации инициативной группы было отказано со ссылкой на постановление Архангельского областного Собрания депутатов, которым выносимый на референдум вопрос признан несоответствующим закону. 
Оспариваемыми постановлениями нарушены права членов инициативной группы по проведению референдума – общественного объединения граждан, гарантированные пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, в частности право на участие в референдуме. Выносимый на референдум вопрос не противоречит законодательству Российской Федерации, относится к ведению субъекта Российской Федерации. Законодательный запрет на перемещение отходов (в частности, твердых коммунальных отходов) из других субъектов Российской Федерации для целей, не связанных с их переработкой, не противоречит положениям статьи 74 Конституции Российской Федерации. Федеральный законодатель придает ключевое значение наличию волеизъявления субъекта Российской Федерации на принятие на свою территорию для целей захоронения, обезвреживания твердых коммунальных отходов, образовавшихся в другом субъекте Российской Федерации, которое должно быть оформлено в виде соответствующего соглашения между субъектами Российской Федерации. Формирование такой воли в форме закона о запрете ввоза отходов для целей, не связанных с вторичной переработкой отходов, не противоречит нормам Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иным положениям федерального законодательства. Предложенный инициативной группой вопрос референдума соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 закона Архангельской области от 15.07.2003 № 184-23-ОЗ «О референдуме Архангельской области».

В судебном заседании представители административного истца К., К., В. заявленные требования поддержали.

Представители административного ответчика Архангельского областного Собрания депутатов Ф. и Т. с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что оспариваемое постановление Архангельского областного Собрания депутатов принято в пределах компетенции, за принятие данного решения проголосовало большинство депутатов, постановление соответствует закону, поскольку предлагаемый инициативной группой вопрос референдума урегулирован федеральным законодательством, не относится к ведению субъекта Российской Федерации, а находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Отходы производства и потребления являются товаром, ограничение перемещения товара может вводиться только федеральными законами. Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрена возможность перемещения отходов между субъектами Российской Федерации лишь при наличии об этом соглашения, заключаемого субъектами Российской Федерации добровольно. В отсутствие такого соглашения перемещение отходов производства и потребления между субъектами Российской Федерации запрещено. Формулировка предложенного на референдум вопроса вызывает неоднозначное толкование, а также порождает неопределенность правовых последствий принятого по данному вопросу решения.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии Архангельской области П. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что в избирательную комиссию Архангельской области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума. Поскольку представленные документы соответствовали требованиям Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и областному закону «О референдуме Архангельской области» на заседании комиссии было принято решение направить ходатайство о регистрации инициативной группы в Архангельское областное Собрание депутатов для проверки соответствия предлагаемого для вынесения на референдум вопроса федеральному законодательству. Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Архангельской области, был признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области». Следуя за решением Архангельского областного Собрания депутатов, избирательная комиссия единогласно приняла решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Архангельской области А. с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что предложенный для вынесения на референдум вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На референдум субъекта Российской Федерации может быть вынесен только вопрос, относящийся к предмету ведения субъекта Российской Федерации или к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и не урегулированный федеральным законодательством. Предложенный вопрос урегулирован Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Возможность перемещения отходов производства и потребления между субъектами Российской Федерации, предусмотренная данным федеральным законом, носит не императивный, а договорной характер. Нет законодательного механизма принуждения к заключению такого соглашения. Губернатор Архангельской области как высшее должностное лицо вправе от имени Архангельской области заключить подобное соглашение. Воля населения Архангельской области не должна противоречить воле федерального законодателя. Предложенный для вынесения на референдум вопрос о запрете ввоза на территорию Архангельской области отходов производства и потребления предполагает изменение федерального законодательства, влечет неопределенность правовых последствий принятого решения, следовательно, противоречит федеральному законодательству.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Федерального закона 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 8 областного закона от 15.07.2003 № 184-23-ОЗ «О референдуме Архангельской области» (далее – областной закон о референдуме).

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что 19 января 2019 года на собрании инициативной группы в количестве 21 человека было принято решение о создании из числа участников собрания инициативной группы по проведению референдума и о выдвижении инициативы проведения референдума Архангельской области по вопросу запрета ввоза на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки.

Согласно пунктам 2-4 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Аналогичные нормы содержатся в областном законе о референдуме (статья 11).

21 января 2019 года в избирательную комиссию Архангельской области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области. На референдум предлагалось вынести вопрос: «Вы за то, чтобы запретить ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки?». К ходатайству был приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума Архангельской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования принять решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума.

04 февраля 2019 года на заседании избирательной комиссии Архангельской области было рассмотрено ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы. Поскольку представленные документы соответствовали требованиям Федерального закона № 67-ФЗ и областного закона о референдуме, комиссией принято единогласное решение о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области и приложенных к нему документов в Архангельское областное Собрание депутатов.

В силу пунктов 6, 8, 11 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктов 7, 9, 10 статьи 11 областного закона о референдуме законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

Ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области поступило в Архангельское областное Собрание депутатов 05 февраля 2019 года.

Проект постановления Архангельского областного Собрания депутатов о несоответствии предложенного инициативной группой по проведению референдума Архангельской области вопроса требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 6 областного закона о референдуме внесен депутатом Шерягиным В.Г. в Архангельское областное Собрание депутатов на основании статьи 33 Устава Архангельской области.

На данный проект были получены положительные заключения Губернатора Архангельской области, прокуратуры Архангельской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и вопросам местного самоуправления и государственно-правового управления аппарата Архангельского областного Собрания депутатов.

13 февраля 2019 года на заседании Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва было принято постановление № 167, которым предлагаемый для вынесения на референдум Архангельской области вопрос «Вы за то, чтобы запретить ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки?» признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области».

На заседании присутствовал 41 депутат из 44 избранных депутатов. За принятие данного постановления проголосовало 26 депутатов, против – 15 депутатов. Решение принято большинством голосов от числа избранных депутатов.

Соблюдение порядка принятия Архангельским областным Собранием депутатов оспариваемого постановления № 167 подтверждается выпиской из протокола голосования и выпиской из протокола заседания Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва (пятая сессия) от 13 февраля 2019 года, надлежащим образом заверенными административным ответчиком Архангельским областным Собранием депутатов, не доверять которым у суда нет оснований.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого постановления Архангельским областным Собранием депутатов был соблюден, доводы представителей административного истца об обратном не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 1 статьи 6 областного закона о референдуме на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Из содержания данной правовой нормы следует, что императивное предписание федерального законодателя принимать твердые коммунальные отходы, поступившие из других субъектов Российской Федерации, адресовано операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющим объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами. Условием исполнения такой обязанности является наличие соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации. В отсутствие соответствующего между субъектами Российской Федерации соглашения поступление твердых коммунальных отходов из других субъектов Российской Федерации невозможно.

Таким образом, федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено решение вопросов перемещения твердых коммунальных отходов между субъектами Российской Федерации по своему усмотрению.

В соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Поскольку Федеральным законом № 89-ФЗ обязанность заключения соглашения о перемещении твердых коммунальных отходов между субъектами Российской Федерации не предусмотрена, механизма понуждения к заключению подобных соглашений нет, данные соглашения могут заключаться исключительно по воле субъектов Российской Федерации.

В Архангельской области принят областной закон от 18.03.2013 № 634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области», которым данные вопросы не урегулированы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 29 Устава Архангельской области Губернатор Архангельской области представляет Архангельскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Архангельской области в установленном областным законом порядке.

Законом Архангельской области от 14.03.2007 № 320-16-ОЗ «О договорах и соглашениях Архангельской области» (далее – областной закон о договорах и соглашениях) предусмотрено, что договоры и соглашения Архангельской области являются составной частью системы правовых актов Архангельской области и заключаются в интересах жителей Архангельской области и в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти Архангельской области.

Согласно пункту 3 статьи 3 данного областного закона соглашения Архангельской области - двух- и многосторонние акты, устанавливающие, изменяющие и прекращающие по взаимному согласию права и обязанности Архангельской области как субъекта Российской Федерации, Архангельского областного Собрания депутатов, Правительства Архангельской области и иных исполнительных органов государственной власти Архангельской области, избирательной комиссии Архангельской области, уполномоченного по правам человека в Архангельской области, контрольно-счетной палаты Архангельской области с одной стороны и федеральных органов государственной власти, их территориальных органов по Архангельской области, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, объединений муниципальных образований, органов государственной власти иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных единиц иностранных государств, международных организаций, а также организаций с другой стороны.

Соглашения Архангельской области заключаются от имени Архангельской области как субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 4 статьи 3 областного закона о договорах и соглашениях).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 названного областного закона к соглашениям Архангельской области, заключаемым от имени Архангельской области как субъекта Российской Федерации, относятся соглашения между Архангельской областью и сопредельными субъектами Российской Федерации об изменении границы Архангельской области, а также иные соглашения Архангельской области, заключаемые от имени Архангельской области как субъекта Российской Федерации и подписываемые Губернатором Архангельской области в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 6 областного закона о договорах и соглашениях решения о проведении переговоров с целью заключения соглашений Архангельской области принимаются в отношении соглашений Архангельской области, заключаемых от имени Архангельской области как субъекта Российской Федерации, - Губернатором Архангельской области.

Решения о подписании соглашений Архангельской области, заключаемых от имени Архангельской области как субъекта Российской Федерации, принимаются Губернатором Архангельской области (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 данного областного закона).

Договоры Архангельской области, а также соглашения Архангельской области, заключаемые от имени Архангельской области как субъекта Российской Федерации, подписываются Губернатором Архангельской области (пункт 2 статьи 8 областного закона о договорах и соглашениях).

Как следует из содержания пунктов 1 и 5 статьи 9 данного областного закона заключение договоров Архангельской области утверждается областным законом.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, заключение соглашений Архангельской области утверждается областным законом. Утверждение заключения таких соглашений осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Утверждение областными законами соглашений, заключаемых между субъектами Российской Федерации о перемещении отходов производства и потребления, Федеральным законом № 89-ФЗ не предусмотрено.

Таким образом, к исключительным полномочиям Губернатора Архангельской области относится заключение от имени Архангельской области, как субъекта Российской Федерации, соглашений по данному вопросу с другими субъектами Российской Федерации.

Поскольку вопросы межрегионального перемещения отходов производства и потребления решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно, не урегулированы федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации, предложенный инициативной группой по проведению референдума вопрос может быть вынесен на референдум Архангельской области.

Следовательно, постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 13 февраля 2019 года № 167, которым данный вопрос был признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 6 областного закона о референдуме, является незаконным.

Доводы представителей административного ответчика Архангельского областного Собрания депутатов и заинтересованного лица Губернатора Архангельской области о том, что предложенный инициативной группой по проведению референдума вопрос урегулирован Федеральным законом № 89-ФЗ и Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее – Правила № 1130), являются несостоятельными в силу следующего.

Ссылаясь на данное федеральное законодательство, Архангельское областное Собрание депутатов указывает на то, что межрегиональное перемещение отходов возможно только на основании соответствующего соглашения, не заключение такого соглашения и означает отсутствие правовых оснований для поступления отходов с территории одного субъекта Российской Федерации в другой.

Указанный вывод, по мнению суда, является правильным. Однако, это не означает, что предложенный инициативной группой по проведению референдума вопрос противоречит федеральному законодательству.

Вопрос референдума Архангельской области, сформулированный административным истцом, не направлен на иное правовое регулирование правоотношений, речь о которых идет в Федеральном законе № 89-ФЗ и Правилах № 1130. В данном вопросе не содержится другой механизм реализации полномочий субъектов Российской Федерации, нежели тот, который предусмотрен названным выше Федеральным законом.

Предложенный инициативной группой по проведению референдума Архангельской области вопрос лишь позволяет выяснить мнение населения Архангельской области о перемещении отходов производства и потребления из других субъектов Российской Федерации на территорию Архангельской области. Заключение соглашения об этом относится к исключительной компетенции Губернатора Архангельской области, а не федерального законодателя.

Суд не может согласиться с доводами представителей Архангельского областного Собрания депутатов и Губернатора Архангельской области о противоречии предлагаемого к обсуждению на референдуме вопроса статье 74 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Ссылаясь на данные положения Конституции РФ, административным ответчиком и заинтересованным лицом указано, что отходы производства и потребления являются товаром, ограничение свободного перемещения которого допускается не иначе, чем в соответствии с федеральным законом.

Вместе с тем, в отсутствие соглашения о межрегиональном перемещении отходов производства и потребления перемещение таких отходов между субъектами Российской Федерации невозможно.

Следовательно, предложенный инициативной группой вопрос не противоречит Конституции Российской Федерации.

Доводы Архангельского областного Собрания депутатов и Губернатора Архангельской области о правовой неопределенности предложенного на референдум вопроса, несоответствии формулировки вопроса понятиям, содержащимся в статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ, являются несостоятельными.

Из содержания предложенного инициативной группой по проведению референдума вопроса следует, что на референдуме Архангельской области предлагается выяснить мнение населения области о перемещении отходов производства и потребления на территорию Архангельской области из других субъектов Российской Федерации. Вопрос сформулирован таким образом, что на него может быть дан однозначный ответ «да» или «нет».

Выяснение мнения населения по данному вопросу позволит Губернатору Архангельской области реализовать полномочия, предусмотренные Уставом Архангельской области (пунктом 9 статьи 28 и пунктом 1 статьи 29) и областными законами в интересах населения Архангельской области.

Таким образом, требование административного истца о признании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 13 февраля 2019 года № 167 незаконным подлежит удовлетворению.

28 февраля 2019 года избирательной комиссией Архангельской области в соответствии с пунктом 10 статьи 11 областного закона «О референдуме Архангельской области» и постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 13 февраля 2019 года № 167 принято постановление № 113/685-6 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума по вопросу «Вы за то, чтобы запретить ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки?».

В связи с тем, что постановление Архангельского областного Собрания депутатов, на основании которого избирательная комиссия Архангельской области приняла постановление об отказе в регистрации инициативной группы, признано незаконным, оспариваемое постановление избирательной комиссии Архангельской области также является незаконным.

Поскольку вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 6 областного закона о референдуме, а также с учетом положений пункта 8 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 9 статьи 11 областного закона о референдуме, на избирательную комиссию Архангельской области следует возложить обязанность зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума Архангельской области по данному вопросу.

С учетом положений части 1 статьи 244 КАС РФ избирательная комиссия Архангельской области обязана сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление общественного объединения граждан – инициативной группы по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного Калининой Е.С. об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 28 февраля 2019 года № 113/685-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 19 января 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 13 февраля 2019 года № 167 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области» удовлетворить.

Признать незаконным постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 13 февраля 2019 года № 167 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области».

Признать незаконным постановление избирательной комиссии Архангельской области от 28 февраля 2019 года № 113/685-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 19 января 2019 года».

Обязать избирательную комиссию Архангельской области зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума Архангельской области по вопросу: «Вы за то, чтобы запретить ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки?», обратившуюся в избирательную комиссию Архангельской области с ходатайством о регистрации инициативной группы от 19 января 2019 года.

Обязать избирательную комиссию Архангельской области сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Р.

Однако что произошло дальше, прокуратура Архангельской области в Верховном Суде решила обжаловать решение Архангельского областного суда от 25 апреля 2019 года, который признал незаконным запрет на проведение референдума по вопросу ввоза мусора из других регионов на территорию Архангельской области.

«Мы считаем, что решение о возможности проведения референдума не соответствует требованиям законодательства, именно поэтому мы внесли апелляционное представление в Верховный суд, мы обжалуем это решение областного суда. Мы полагаем, что вопросы обращения с отходами, в том числе их транспортировки, урегулированы федеральным законодательством, поэтому это не может выноситься на референдум», — цитирует ТАСС пресс-службу прокуратуры.
Будем следить внимательно, за дальнейшими событиями в Архангельске.

Комплекс по переработке и мусоросжигательный завод планируется построить ...⏩⏩⏩


Оставьте Ваши комментарии и вопросы к статье по ссылке ➽➽➽


Оформите подписку бесплатно, чтоб узнать больше ⏩⏩⏩


Комментариев нет:

Укажите свой email, получите ссылку для активации подписки и получения ответов на обращения по форме ниже:

Delivered by FeedBurner

Ваше имя


Введите текст Вашего обращения*

Post Top Ad

Ваша реклама